Skip to main content

Школа ледового вождения Audi quattro в Тюмени — это два дня на льду за рулем мощных полноприводных автомобилей. Приключения, адреналин и отличная инвестиция в собственную безопасность. Забегая вперед: металлическую накладку на бампер со светодиодной «люстрой» купить нельзя, но можно пройти точно такой же курс обучения, как и у нас. И если вы стали счастливым обладателем Audi с индексом S или RS, то он вам точно нужен.

Зимнему вождению нужно учиться. Некоторые навыки можно освоить самостоятельно: уборку снега, рытье сугробов, заливку антифриза, даже поджигание севшего аккумулятора. Некоторые вещи говорят в автошколах: скорость ниже, расстояние больше, маневры плавнее. Но самое главное, как рулить и жать на педали, когда под колесами снег и лед – это навык, которым нужно целенаправленно овладевать. И теория без практики здесь будет бесполезна. Советы типа «рулить в сторону заноса» не помогут, если вы никогда не чувствовали этого самого заноса.

Пример из мира музыки, вдруг. Знаменитый флейтист привлек на свой концерт множество слушателей, указав в афише, что после концерта даст урок игры на флейте. Сыграв положенную программу, он сказал: «А теперь урок, который я обещал. На флейте очень легко играть: я дую вот здесь, а эти отверстия затыкаю пальцами.

То же самое и с вождением: на словах объяснить можно, а толку не будет. Поэтому программа «Ледяной драйв» — это непрерывное руление от рассвета до заката. Смотришь программу и невольно думаешь: «Как я вообще могу это выдержать?» Но все, что приходится делать студентам, отработано годами. Зимняя школа появилась в 2002 году. Она проходила в Москве, Карелии, Ханты-Мансийске, Мурманске, а теперь и в Тюмени. Говорят, идеальное для зимней трассы Ладожское озеро, второе по величине после Байкала, пришлось оставить из-за нестабильности климата: не каждую зиму оно начинало промерзать достаточно основательно. Но в Тюмени в феврале и марте, когда проходят занятия, это стабильный минус. Иногда до -40.

В первый день, после наступления темноты, автобусом едем на Андреевское озеро, которое находится менее чем в 20 километрах от города. В Тюмени красиво: деревья покрыты инеем, снега мало. Над озером легкий туман, сквозь сплошную дымку едва пробивается предрассветное солнце. Здесь совершенно штиль, поэтому пар, который выдыхают машины, ожидающие на льду, клубится над ними облаком. «Для начала» нам подготовили 10 автомобилей — это универсалы Audi RS 6 и спортбэки RS 7. Это немного захватывающе: 600 лошадиных сил кажутся избыточными для тренировок по фигурному катанию без коньков.

В этом году программа стоит 119 000 рублей. Включено все, кроме перелета до Тюмени и обратно. Организаторы говорят, что все места были распроданы, как только объявление появилось на сайте. В этом году программа стоит 119 000 рублей. Включено все, кроме перелета до Тюмени и обратно. Организаторы говорят, что все места были распроданы, как только объявление появилось на сайте.

Но за руль еще рано: сначала вступительное слово Евгения Васина, руководителя школы, заслуженного гонщика. Васин преподает около четверти века, поэтому прекрасно умеет четко формулировать для водителей любого уровня подготовки. Он не забывает отметить, для чего мы здесь — для получения знаний, навыков и удовольствия, а не для соревнований, хвастовства и убийства машин.

Евгений Васин – титулованный гонщик, обладатель Кубка Европы по ралли, серебряный призер ралли Монте-Карло. Строгий и справедливый

Сначала он говорит несколько слов о трассе: в этом году это рекордные 2,4 км. Для разных упражнений — разные направления. Есть, например, «гантель» — это два круга с перемычкой, а есть «усы» — для красоты, наверное.

Затем краеугольные камни теории: как разгружаются и нагружаются оси на автомобиле, как quattro распределяет крутящий момент, из каких этапов состоит правильный зимний маневр. Васин довольно быстро рассказывает – световой день слишком короток, чтобы проводить его «за письменным столом». Парты, кстати, в теплой палатке.

Выходим на лед (блин, скользкий!) и уже у машин слушаем классическую инструкцию по правильной посадке за руль. Вроде бы это общеизвестные истины, но вы внимательно посмотрите, как ездят некоторые соседи по течению. Кому-то нравится на диване, кому-то нравится на дыбе. А попробуйте помочь кому-нибудь из друзей сесть правильно — они ответят «мне уже удобно». Сидеть может быть удобно, но управлять автомобилем — это не сидеть в нем.

И это касается не только спорта, которым мы собираемся заниматься, но и повседневной езды. Если ваши ноги едва достают до педалей, руки вытянуты, а спина недостаточно плотно прилегает к сиденью, о безопасном вождении не может быть и речи. Что уж говорить об удобстве и здоровье позвоночника.

Правильно сесть в RS 6 несложно: сиденья здесь, скажем прямо, заточены под активную езду.

Предстартовая проверка раций, по которой в процессе будет основной инструктаж, и можно трогаться. Ощущения как при прыжке с парашютом: пока шли приготовления на земле, все казалось простым и понятным, а когда в самолете открылась дверь, сердце немного замирало.

Единственная доработка «эр-эсок» для школы — стальная защита переднего бампера. Сугробы только кажутся мягкими.

Начинаем с простого: разгоняемся и гоним широкую «змейку», поражая мишени из конусов. Инструкторы снова и снова повторяют: «Отпускаешь газ — крутишь руль — ждешь, пока машина выйдет на траекторию — прибавляешь газ». И все это нужно делать «бесшовно», чтобы момент, когда отпускаешь газ и нагружаешь переднюю ось, не пропадал зря, а помогал машине эффективно поворачивать.

Все автомобили оснащены шинами Nokian Hakkapelitta 10p SUV размером 225/40 R21. Имеют шипы разной формы в центральной части и в плечевых зонах — для максимального сцепления в любой ситуации. Кроме полированного льда Андреевского озера: «эрески» скользят здесь даже на минимальной скорости. И это хорошо: разгоняться совсем не хочется. Поначалу сложно найти баланс между вождением «мозгами», то есть продумыванием каждого шага, и вождением инстинктом, который часто шепчет совсем не то.

В коротких перерывах между упражнениями Васин рисует траектории, рассказывает об ошибках. Поначалу они все одинаковые: перебор со скоростью, опоздание, медленные или чрезмерные движения рулем. Машины просят размещать на расстоянии друг от друга, в шахматном порядке, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на лед.

Первый день пролетает незаметно — и нельзя сказать, что слишком утомительно. Но у тебя в голове каша: вроде привыкаешь, инструктор тебя похвалит, а ты сделал глупую ошибку. Пару раз такие ошибки заканчивались глубоко в сугробе, сами выбраться не могли. Пока машину вытаскивают на тросе, вся группа ждет. Волей-неволей вы будете более осторожны.

На второй день к RS-cam добавили e-tron (408 л.с.) и e-tron S (503 л.с.). Если честно, казалось, что это будет гвоздь всей программы: сравнить бензин и электричество, да еще и на льду! Делаем на них примерно такие же упражнения: разгоняемся, поворачиваемся, скользим нарочно, скользим случайно. Откровения не произошло. Лед уравнивает всех, как полковник Кольт. Здесь все нужно делать плавно и аккуратно, поэтому опыт на бензиновых и электрических автомобилях очень похож. Зато экологично, этого не отнять: RS после тренировки показал расход 40,8 л.

К концу второго дня что-то получилось безупречно? И не близко! Упражнения с каждым разом сложнее, скорость выше: иногда чувствуешь себя более деревянным, чем в самом начале курса. И все же прогресс есть: стократно повторяемые радиоинструкторами алгоритмы постепенно превращаются в навык тела.

В финале каждого участника катает сам Васин. Уже темно, но в его машине есть мощный светодиодный «луч». Хм, гонщик все делает в два раза быстрее своих учеников и даже не выглядит сильно напряженным. Но теперь мы хотя бы понимаем, что именно он делает! Конечно, это понимание далеко не все, что принесли два дня интенсива. Если в голове есть какие-то полки, теперь на них все лежит в правильном порядке. И в случае чего получить нужный навык, пусть и далеко не гоночный, можно будет моментально. /м

Оставить комментарий