Skip to main content

Новость о сборке очередного китайского автомобиля на пустующем заводе неудивительна: тесные связи с Поднебесной — залог выживания российского автопрома. Однако площадка Соллерса в экономической зоне «Алабуга» выделяется на общем фоне: оригинальный JAC удалось модернизировать, и они перешли от «отверточной» сборки к производству полного цикла. Чем Соллерс Атлант лучше «китайца», и как Aurus повлиял на фургоны – в нашем репортаже.

После ухода Форда автозавод «Соллерс» в Татарстане пустовал недолго: всего через девять месяцев после прекращения поставок европейских запчастей в экономзону «Алабуга» они начали выпускать коммерческие автомобили под собственным брендом. Через девять месяцев «Соллерс» организовал производство полного цикла со сваркой и покраской кузова.

JAC стал партнером российской компании, причем формат сотрудничества нетипичный: «Соллерс» заключил эксклюзивное соглашение с китайской стороной и получил право вносить изменения в конструкцию без согласования. Фактически «Соллерс Атлант» является отдельным филиалом разработки JAC Sunray, ведь с прошлого года в Китае выпускается обновленное семейство автомобилей с другими двигателями, измененным кузовом и салоном.

Хоть в семейство «Атлант» входят и грузовые автомобили, и микроавтобусы, на конвейере по-прежнему остаются самые цельнометаллические фургоны.
Сергей Ильин

Директор по продажам и маркетингу «Соллерс» Марат Шарапов подтвердил, что российский автопроизводитель «устал от прерванных партнерских отношений», поэтому теперь основное внимание уделяется не лицензионной сборке, а разработке собственного продукта с постепенной локализацией ключевых компонентов: штамповки кузова, коробки передач. и двигатель.

Семейство «Атлант» уже отошло от исходной модели: усовершенствованы процессы сварки, антикоррозионной обработки и покраски, в базовую комплектацию вошли «теплые» опции, добавлены усиленные пружины и дополнительный аккумулятор. В будущем фургоны и микроавтобусы Sollers будут иметь автоматическую коробку передач, проводной полный привод и даже новый базовый двигатель.

Сергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей Ильин

Знакомство с заводом «Соллерс» началось со сварочного цеха. Процесс автоматизирован, но программное обеспечение для всех 36 роботов написано сотрудниками «Соллерс». Кузова фургонов Атлант, кроссоверов Aurus Komendant и седанов Aurus Senat свариваются на одном конвейере! Коммерческие автомобили только выигрывают от того, что находятся рядом с моделями премиум-класса.

Процесс сварки в «Соллерс» отличается от технологии JAC. Во-первых, все швы проклеены: это повышает герметичность соединений и предотвращает коррозию. Во-вторых, были добавлены восковая обработка полостей и покрытие мастикой. Наконец, изменился контроль качества. Для измерительных роботов построено отдельное помещение с виброустойчивым фундаментом. Геометрию кузова проверяет специальный трехкоординатный механизм.

Робот проверяет сварные швы в дверном проеме фургона
Сергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей Ильин

Есть еще один способ проверить качество сварных соединений. Раз в месяц тела буквально разрывают на куски: металл должен разрушаться, а не сваривать точки. На примере деформированного кузова хорошо видно заполнение скрытых полостей и покрытие внутренней части лонжеронов.

Кузова Соллерс окрашиваются электростатическим методом – по технологии легковых автомобилей. Слой краски вдвое толще (120 микрон против 60 у фургонов JAC), а краску роботы наносят не только снаружи, но и изнутри. Это неудивительно, ведь вместе с «Атлантами» завод красит «Аурусы»! Интересно, что на смену краски механизму требуется всего 15 секунд, но менять цвета пока приходится не часто: большинство машин белые.

«Соллерс» рассматривает возможность продления гарантии на лакокрасочное покрытие до семи лет, поскольку защите от ржавчины уделяется повышенное внимание.
Сергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей Ильин

В «Соллерсе» уверяют, что с красками проблем нет: в гамме семь цветов, включая ярко-синий и песочный. Однако большинство клиентов предпочитают белые автомобили, а завод только подстраивается под клиентов. На елабужском заводе подчеркивают, что они принципиально не работают «на хранение»: все автомобили собираются с учетом пожеланий дилеров и конечных потребителей.

Производственного «соседства» фургонов и седанов класса «люкс» больше нигде не видно.
СергейМалахитовый цвет Aurus Komendant разбавил унылую гамму бело-черных автомобилей
Сергей ИльинСергей ИльинЕще красят Атланты в яркие цвета: вот фургон в фирменном цвете известного маркетплейса
Сергей Ильин

Необычный даже по мировым меркам стенд, на котором выборочно ездят кузова Соллерс — тест на герметичность Air Flow. В ячейке проверяются и Атланты, и Аврусы. Все отверстия (в том числе технологические) закрываются заглушками, а затем автомобиль накачивается воздухом или дымом: для лучшего поиска утечек. Тест позволяет выявить незакрепленные уплотнения, внести изменения в конструкцию и улучшить акустический комфорт.

Сергей Ильин

Заключительный этап производства – сборка. Здесь основные операции также возлагаются на электронику: крепеж затягивается с точно заданным моментом, под нужным углом, на определенное количество оборотов. На грани между моторным модулем и кузовом в основном мужчины, но это скорее исключение, чем правило: в других сферах женщин больше.

Виктор Зорников, директор по технологическому развитию и индустриализации компании «Соллерс», считает, что женщины более ответственны, внимательны и надежны. Что касается физической силы, то на заводе она не нужна: максимальная масса, которую нужно поднять рабочему, — пять килограммов. Все трудоемкие операции выполняются автоматизацией: беспилотные машины перемещают загруженные тележки, прикрепляют колеса, перемещают по конвейеру уже собранные агрегаты.

Сергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей Ильин

Готовые машины тщательно проверяются: сначала специалисты осматривают изделие снаружи и фиксируют в журнале мельчайшие дефекты, затем грузовики, фургоны и микроавтобусы ждут спринклерная камера, вибратор и короткий, но очень неровный испытательный трек. По дороге с имитацией железнодорожного переезда, булыжником и ухабистой проселочной дорогой журналистам удалось проехать, и они предоставили весь спектр моделей: от легкого базового фургона с двигателем 1,9 до тяжелого рефрижератора с двойным двигателем. шины.

Сергей ИльинСергей ИльинСергей ИльинСергей Ильин

Путешествие за рулем по двухсотметровому участку с неровностями нельзя назвать тест-драйвом, но некоторые выводы сделать можно. Даже «младший» мотор 1.9 (139 л.с., 310 Нм) достаточно тяговитый, чтобы четвертую передачу можно было включить на скорости 25 километров в час, снизив обороты практически до холостых. На пустой машине даже в гору заправлять ее практически не придется. Посторонние шумы на тестовом треке не режут слух, и все же пустой фургон нельзя назвать тихим. Если не обращать внимания на шум, то ощущения от вождения как на легковом автомобиле: легкий руль, отличная обзорность, хорошая избирательность коробки передач.

Тестовая сборка турбодизеля 2.7 в Алабуге уже идет, но журналистов на моторный завод пока не пускают
Сергей Ильин

Эпоха Атлантов с двигателем 1,9 может длиться недолго: Соллерс задумался над унификацией базового фургона с грузовиком «Арго» и вездеходами УАЗ. Это означает, что под капотом появится турбодизель рабочим объемом 1999 кубических сантиметров (130 сил, 285 Нм). Этот агрегат менее мощный и гибкий, однако после локализации производства в России его установка должна оказаться выгоднее импорта двигателя 1.9 из Китая. Соллерс планирует производить навесное оборудование для двигателей в России, перейти на отечественное литье и механообработку.

Пример успешного импортозамещения – отечественные шины «Кама». Проблему с отсутствием подкрылков обещают решить в ближайшее время.
Сергей Ильин

Полный отказ от импорта не является самоцелью: «Соллерс» придерживается логистического и финансового подхода и не гонится за точками локализации. Например, мосты для Атланты целесообразнее покупать в Китае. Цель на 2024 год — перейти на российскую штамповку кузовных деталей, организовать производство двигателей и механической коробки передач. В долгосрочной перспективе коммерческие автомобили Sollers будут оснащаться светодиодными фарами, автоматической коробкой передач и системами помощи водителю ADAS. А вот задние фонари, двери, крылья и бамперы унифицировать в «Атлантах» не спешат: с пересертификацией уж очень мороки.

Фургоны и микроавтобусы Соллерс лишь на первый взгляд одинаковы: на самом деле это две совершенно разные версии кормы.
Сергей ИльинФургоны и микроавтобусы Соллерс лишь на первый взгляд одинаковы: на самом деле это две совершенно разные версии кормы.
Сергей Ильин

С момента перезапуска завода прошло меньше года, но в «Соллерсе» надеются, что российско-китайские фургоны будут такими же успешными, как Ford Transit. В 2023 году планируют выпустить не менее десяти тысяч автомобилей, в перспективе — увеличить годовой объем до 40 тысяч единиц. На рынке легких коммерческих автомобилей «Соллерс» планирует увеличить свою долю до 40 процентов. Результат июня 2023 года — семь процентов, хотя в сегменте цельнометаллических фургонов ситуация иная: вклад «Атланта» — весомые 25 процентов, лучше продается только «ГАЗель-NEXT».

Тяжелый фургон с удлиненной колесной базой и высокой крышей в фирменном цвете инкассаторского транспорта. Броневики журналистам не показали.
Сергей Ильин

Рыночные перспективы «Соллерс Атлант» будут зависеть от надежности и цены. Завод гордится тем, что хотя доля бронированных версий в общем объеме продаж (по состоянию на август 2023 года) достигает десяти процентов (около 700 машин из 7000), ни одной серьезной поломки не зафиксировано. Что касается прайсов, то они не переписывались с начала года: базовый «Атлант» по-прежнему стоит 2,9 млн рублей. Поскольку производство локализовано, зависимость от импорта и колебаний валютных курсов будет еще меньше. Возможно, со временем «Соллерс Атлант» станет больше российским, чем китайским? /м

Один комментарий

  • Игорь:

    Я себе тоже думал Санрей купить, цена на тот момент привлекательная была да и тачка казалась ладной. А как начал глубже про него капать, нашел знакомых, которые с ним дела имели и что-то расхотелось. Оказывает сыпется он еще сильнее наших ВАЗов, только успевай ремонтировать. А запчасти на вес золота и достать сложнее, чем в лотерею выиграть.

Оставить комментарий