Skip to main content

Полвека назад началось производство, пожалуй, самого интересного спортивного автомобиля в истории Volkswagen. Не просто заряженная версия с шильдиком GTI или R, а самостоятельная модель. В этой машине есть много замечательных вещей. Во-первых, он намного лучше знаменитого Karmann Ghia. Во-вторых, вы, вероятно, вообще о нем не слышали. В честь юбилея автомобиля Volkswagen SP2 мы публикуем о нем архивный материал Алексея Олефиренко. А эти фотографии Алексей Сулима сделал в Вольфсбурге — на них изображена та самая машина из заводского музея. Предположительно единственный в Европе.

Бразилия – это не только карнавалы, статуя Иисуса Христа и крутейшие футболисты. Это высокий уровень преступности, нищета фавел и… просто сумасшедший протекционизм местного автопрома. До середины 90-х годов прошлого века ввоз автомобилей в Бразилию был запрещен на законодательном уровне, а когда запрет был снят, иномарки ждала другая проблема – огромные ввозные пошлины, которые сейчас превышают половину стоимости автомобилей. Поэтому автопроизводителям ничего не остается, как строить заводы в Бразилии — никто не хочет терять крупнейшую латиноамериканскую страну как рынок сбыта.

Volkswagen перестроил свой завод в конце 1950-х, поставив на поток «Жуки», «Транспортеры», спортивное купе Karmann Ghia и ряд местных бюджетных моделей. Но время шло, и если дешевые и практичные Fusca, Typ 3 и Transporter продолжали продаваться в приличных количествах, то покупатели быстро потеряли интерес к Karman: он выглядел устаревшим для своей цены, толком не ехал, плюс местные мелкие компании (типа Санта-Матильда и Пума) развились не по годам. Руководство Volkswagen do Brasil во главе с Рудольфом Лайдингом решило, что «хватит это терпеть», и поэтому поставило перед своими инженерами задачу построить новый недорогой спортивный автомобиль.

Volkswagen Carmann Ghia (1955–1969) на агрегатах Beetle подкупает своим внешним видом и разочаровывает на ходу

Бразильское подразделение было достаточно независимым от немецкого отделения, но не имело большого бюджета. Техническое задание на новую модель было сформулировано так: «современный двухместный спортивный автомобиль, построенный на уже существующем шасси Volkswagen do Brasil». Таким образом, в 1969 году начался «Проект Х» (и речь идет не о молодежном фильме), в который, помимо Лейдинга, вошли его жена Хельга, главный инженер Зенор Шиман, дизайнер Марцио Пьянкастелли, а также дизайнеры Хосе Висенте Мартинс и Джордж Оба (с ударением на последний слог).

В конце 1970-х будущий спорткар принял вид натурной гипсовой модели, а в начале 71-го воплотился в металле на шасси популярного Typ 3. Презентация состоялась в марте на автосалоне. выставке в Сан-Паулу, и на момент дебюта у автомобиля даже не было окончательного названия — SP расшифровывалось как São Paulo («Сан-Паулу»). Но короткое название прижилось, особенно после того, как прототип был показан на обложке журнала Auto Esporte, а название SP было сохранено. До серийного производства оставался еще целый год…

В июне 1972 года SP вышел на конвейер, предложив на выбор две версии — базовую SP1, оснащенную 1,6-литровым двигателем мощностью 65 л.с., и SP2 с двигателем 1,7 л и мощностью 75 л.с. Двигатель располагался под землей в заднем багажнике. От откровенно маломощной модификации SP1 отказались практически сразу — уже в начале 1973 года машину сняли с производства, выпустив всего 66 экземпляров. Дела у SP2 шли лучше, но только на фоне SP1 — он проиграл борьбу с внешними конкурентами от Puma и Santa Matilde вчистую.

С ярким дизайном, продуманным интерьером, высоким качеством сборки и почти неубиваемым двигателем Volkswagen с воздушным охлаждением за душой, SP2 уступал соперникам в важнейшей для спортивного автомобиля дисциплине – в динамике. На разгон до 60 миль в час (97 км/ч) флагманский SP2 тратил более 15 секунд, а максимальная скорость упиралась в 160 километров в час. Puma с тем же двигателем была заметно быстрее — в основном потому, что, в отличие от Volkswagen, ее кузов был сделан из стеклопластика, а не из металла.

Век SP оказался недолгим — в феврале 1976 года купе, получившее на родине обидное прозвище «Sem Potência» (в переводе «слабый»), было отправлено на пенсию. За это время было построено 10 205 СП, из них 670 ушло за границу. Большая часть экспортированных автомобилей оказалась в Нигерии (155 шт.), один экземпляр отправился в Европу, а именно в Португалию. Сейчас редкий бразильский Volkswagen стремительно растет в цене и на хорошем счету у коллекционеров.

Полюбоваться SP2 можно не только в Бразилии или Нигерии — один экземпляр находится в музее Volkswagen в Вольфсбурге. Интересно, что при производстве SP2 также планировался выпуск версии SP3, но автомобиль со 100-сильным двигателем жидкостного охлаждения от Volkswagen Passat посчитали слишком дорогим, поэтому дело ограничилось одним прототипом. Вероятно, это было ошибкой – 25 сил точно не были бы лишними для купе. /м

Оставить комментарий