Skip to main content

В последние годы российский рынок новых LCV (т.е. легких коммерческих автомобилей) представляет собой достаточно стройную картину. Газели оставались лидером сегмента, в свою очередь их пытался догнать Ford Transit елабужской сборки. Например, на конец 2021 года выяснилось, что из 144 тысяч автомобилей, зарегистрированных в ГИБДД, преобладающее количество, 64,7 тысячи составляют автомобили ГАЗ, а 20,5 тысячи – автомобили Ford. Также хорошо продавались автомобили из Калуги под марками Peugeot, Citroen и Opel. Но теперь ситуация на рынке коммерческого транспорта однозначно изменится.

2021 год стал годом больших перемен. Стремительно стареющий парк легких транспортных средств вдруг стал молниеносно обновляться! Продажи LCV подскочили сразу на 38%. С одной стороны, сказался эффект «низкой базы» 2020 года, когда рынок резко сократился из-за эпидемиологических ограничений. При этом в 2021 году пресловутая эпидемия коронавируса оказалась основным драйвером роста, поскольку локдауны, самоизоляция и массовый перевод сотрудников на «удаленку» спровоцировали активное развитие электронной коммерции.

По данным аналитического агентства Data Insight, три крупнейших российских маркетплейса (Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет) увеличили свою выручку с 95% до 180%, а количество заказов на этих площадках увеличилось на 155% до 199%. Другие интернет-магазины, торгующие электроникой, инструментами, товарами для дома и сада, также столкнулись с огромным притоком новых клиентов.

Понятно, что для доставки покупок по адресам клиентов и пунктам выдачи перевозчикам пришлось увеличить парк развозных фургонов. Производители и дистрибьюторы хвастались, что у них есть портфели заказов на новые автомобили до середины 2022 года. Но очевидно, что теперь поставщики иномарок не смогут отгружать автомобили, заказанные покупателями: отечественные заводы и экспортные поставки иномарок сейчас остановлены.

Завод ГАЗ, линия сварки

Между тем, благодаря высокой популярности маркетплейсов продавцам удается удерживать продажи на нормальном уровне, уверяет платформа XWAY_MMP (официальный партнер крупнейших игроков рынка). Кроме того, чтобы поддержать продавцов, крупные онлайн-площадки снизили комиссии и стоимость доставки, сделали хранение бесплатным, а заодно подарили бонусы за продвижение.

Но рынок LCV живет не только в сфере онлайн-торговли. Легкие грузовики также нужны малому и среднему бизнесу, которому государство обещает массу преференций разного рода. Так, в некоторых регионах страны будет упрощено размещение нестационарных торговых объектов. Кроме того, меры поддержки будут оказаны представителям аграрного сектора, частным инвесторам и многим другим.

Это означает, что в ближайшее время может возникнуть парадоксальная ситуация, когда спрос на коммерческий транспорт есть, а самих автомобилей нет. Ожидая такой сценарий, многие представители бизнеса теперь предпочли перестраховаться и закупить технику как можно скорее, ведь дальше грузовики будут только дорожать. А ходовые версии иномарок вообще исчезнут из ассортимента дилеров…

В результате, если клиент планировал купить иномарку, закладывая стоимость каждой машины около 2,8-3,3 млн рублей, то теперь бюджет увеличился почти вдвое — до 4,5-5 млн. Значит, придется либо сокращать закупки, либо искать альтернативу — например, те самые Газели. Марка ГАЗ теперь предлагает покупателям автомобили сразу трех поколений – классический «Бизнес», проверенный Next и новейший NN.

Так, вместо резко подорожавшего «импорта» перевозчики смогут позволить себе новую «Газель НН», представляющую собой «оцифрованную» и модернизированную версию «Некст». В то же время нельзя сказать, что отечественная техника проигрывает зарубежным конкурентам: за последнее время бренд ГАЗ, сформировав широкий модельный ряд, смог сделать серьезный рывок в плане качества, надежности, безопасности и технологичности.

Потребность в легких коммерческих автомобилях для логистики и пассажирских перевозок невозможно переоценить. Только в Московской области количество пассажирских маршрутов превышает 2 тысячи. А их общая протяженность уверенно превышает 40 тысяч километров.

Однако гораздо важнее сейчас может оказаться другое, а именно доступность и стоимость запчастей. Начнем со стоимости. В марте цены на техническое обслуживание у официального дилера популярных иномарок выросли на 70%. Теперь владелец коммерческого автомобиля должен платить за регламентное обслуживание не менее 30 000 рублей! А тарифы «официалов» продолжают расти…

На ценники запчастей для кузовного ремонта вообще невозможно без содрогания смотреть. Теперь за фару просят минимум 42 000 рублей, а за бампер 37 000 рублей. Существенные изменения произошли и в прайс-листах на популярные «расходники»: за комплект передних тормозных дисков придется отдать около 25 тысяч рублей, за одиночный амортизатор — 7500 рублей, за тормозные колодки — 4500 рублей.

А ведь раньше импортные LCV российского производства могли похвастаться относительно гуманной стоимостью владения. Как видите, этой весной ситуация резко изменилась. И аналитики рынка считают, что текущие цены продолжат свой стремительный рост… К осени, по самым скромным прогнозам, автокомпоненты могут «потяжелеть» примерно вдвое.

И хорошо, если иномарки вообще есть что ремонтировать. Из-за разрыва цепочек поставок многие позиции стали настоящим дефицитом, который невозможно найти ни за какие деньги. Да, Минпромторг разрешил механизм «параллельного импорта», когда автомобили и комплектующие можно ввозить в страну без разрешения правообладателя. Но эта схема еще не отработана!

Цельнометаллический фургон ГАЗель NEXT

Что ж, сейчас дилерам приходится спешно искать «обходные» цепочки поставок и каналы «альтернативных» запчастей. Конечно, такие «панические» закупки крайне негативно сказываются на сроках и качестве обслуживания и ремонта, когда нужную запчасть приходится ждать несколько дней или недель. Время простоя, а соответственно и потери собственников неизбежно будут увеличиваться.

ГАЗ, линия окраски кузова

Как уже было, в кризис предприниматели ждут от властей всевозможных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Отечественные автопроизводители сейчас разрабатывают собственные программы. В ближайшее время акции компании обещают запустить УАЗ и LADA. И ГАЗ первым запустил линию антикризисных действий. Этот портфель включает в себя прямые скидки, льготный лизинг, трейд-ин и утилизацию.

Вот конкретные примеры. Программа «Меняй с уверенностью» предоставляет скидку до 350 000 рублей на покупку автомобиля при условии возврата предыдущего автомобиля на утилизацию или trade-in. Кроме того, при покупке коммерческого транспорта в кредит не обязательно оформлять полис КАСКО – это сегодня огромная редкость.

Изотермические фургоны часто строят на базе легких коммерческих шасси.

Условия программы «Возьми, заработай» включают в себя скидку для владельцев бизнеса на весь модельный ряд и специальные условия по лизингу, а попутно — отсрочку платежа на первые полгода, рассрочку на два года без переплат или ( опционально) низкие ежемесячные платежи при максимальных сроках лизинга.

Это предложение подкрепляется прогнозируемым уровнем затрат на техническое обслуживание машины.

Еще одним приятным бонусом является бесплатное ТО-1 и ТО-2 при покупке клиентом двух и более автомобилей. Опять же, это всего лишь пример одного производителя. Мы предполагаем, что аналогичные предложения вскоре последуют и от других игроков рынка.

Микроавтобус ГАЗель NEXT

Так что ситуация на рынке комтрансов точно изменится. Место «ушедших» или «задумавшихся» иностранных брендов с успехом займут отечественные. Эту покупку легковой машины можно отложить до лучших времен… С коммерческими автомобилями дело обстоит иначе, ведь грузы сами не перевезут, и парк желательно обновлять по графику. В противном случае расходы на содержание будут съедать все большую часть прибыли. /м

Оставить комментарий