Skip to main content

Современный Mustang Shelby GT500 с 771-сильной компрессорной «восьмеркой» — самый мощный дорожный Ford в истории. Но кто-нибудь помнит, что четверть века назад компания представила машину с сопоставимой отдачей? Подозреваем, что положительно на этот вопрос ответят только заядлые автолюбители. Те, кто играл в Need for Speed ​​II в конце девяностых и уже тогда задавались вопросом: «Почему фантастический шоу-кар Ford GT90 до сих пор не выпускается»?

Линейка Ford середины 90-х для США едва ли ассоциировалась со спортом. У желающих купить рамный внедорожник, пикап, маленькую переднеприводную машину или огромный заднеприводный дредноут проблем с выбором не было. Любителям быстрой техники пришлось тяжелее. Самое крутое, чем их порадовала FoMoCo, — облегченный трековый Mustang SVT Cobra R с 300-сильной 5,8-литровой V-образной «восьмеркой» Windsor. Правда, с ним было как минимум две серьезные загвоздки: 1) выпущено всего 250 штук, 2) да и то не для всех. К маслкару допускались только обладатели гоночной лицензии.

Форд Мустанг СВТ Кобра R

Еще сильнее оказался эффект среднемоторного дебютанта Детройтского автосалона 1995 года — идейного наследника триумфатора Ле-Мана GT40 с научно-фантастической внешностью. Поверьте, грядущий кроссовер Ferrari не породит и половины того цунами, которое обрушилось на журналистов и любителей GT90. Кого теперь удивишь внедорожником? Смешно… Это совсем другая история — сверхмощный и достаточно быстрый, чтобы казаться незаконным, шедевр от производителя компактного Эскорта.

Первый резонный вопрос: зачем? Как-то Джереми Кларксон из Top Gear спросил у своего инженера Фреда Гуднау, мол, суперкар — это все-таки европейская тема. В переводе с вежливого английского на русский: «Вы, американцы, ездите только по прямой, ставите сплошной задний мост на свои двухдверки и ничего не понимаете в ходовых качествах». Гудноу ответил: «Мы хотели доказать, что можем сделать машину лучше». И они сделали это! Кларксон, познакомившийся с Фордом, назвал его «доказательством существования рая на земле». Высшая похвала от едкого циника.

Возможно, потребовалась целая вечность, чтобы воплотить идею в жизнь? Ни в коем случае! Здесь нас ждет еще одно шокирующее обстоятельство: подразделение Special Vehicle Operations, возглавляемое Джоном Коллетти, состряпало GT90 примерно за шесть месяцев! Дело в том, что Ford Motor Company владела Jaguar Cars и, соответственно, имела доступ к сумасшедшему серийному суперкупе XJ220. Девяностые унаследовали алюминиевый монокок и модифицированные компоненты подвески на двойных поперечных рычагах. Расстояние между осями увеличено относительно Jaguar на 12 дюймов до 116 дюймов (2946 мм).

Когда в планах машина класса суперспорт, низшей «восьмеркой» с двумя клапанами на цилиндр не отделаешься. Монстр получил 5,9-литровый V12 с 90-градусным развалом, первый двигатель такого типа со времен Lincoln-Zephyr V12 тридцатых и сороковых годов. По словам моториста Боба Наткина, изначально это был секретный проект отдела Advanced Powertrain. «Идея заключалась в дальнейшем развитии концепции модульного агрегата», — говорит он, ссылаясь на 4,6-литровый 32-клапанный двигатель V8 Modular в качестве отправной точки. От двух «восьмерок» была отрезана пара цилиндров, а затем они были сварены между собой. Получился «гибрид» мощностью около 400 л.с. в демонстрационных целях его установили в самую неподходящую для этого платформу — огромный рамный седан Lincoln Town Car.

В начале 1994 года Джон Колетти узнал о детище дизайнеров и позаимствовал его для запланированного шоу-кара. Силы, однако, не хватало — требовалось минимум 600 л.с. — поэтому мы решили последовать совету главного советского специалиста по турбокомпрессорам Амаяка Акопяна. «Нужно обязательно дуть, потому что, если не дуть, то и чуда не произойдет». Инженер Рон ДеВергилио построил систему с четырьмя турбонагнетателями Garrett T2 и двумя промежуточными охладителями, явно вдохновленную четырехцилиндровым двигателем Bugatti EB110. Результат превзошел все ожидания – американский выскочка разорвал по своим параметрам представителя европейской элиты.

Подозреваем, что результаты стендовых замеров вызвали бурную реакцию, подобную той, когда команда выигрывает гоночный чемпионат. Все-таки не каждый день на мониторе высвечиваются цифры 730 л.с. и 895 Нм. Для сравнения, у EB110 Super Sport «всего» 612 л.с. А V12 оказался горячим во всех смыслах. Настолько, что моторный отсек даже пришлось облицовывать теплопоглощающими керамическими пластинами, подобными тем, что используются в космических шаттлах. Коробка передач — пятиступенчатая механическая, разработанная FF Developments и Ricardo. Задний привод.

GT90 имеет мало общего с классикой из-за океана и обладает небывалой динамикой. Разгон до 97 км/ч за 3,1 секунды, до 161 км/ч за 6,2 секунды и максимальная скорость в 407 км/ч могли обескуражить даже пилота полноприводного Bugatti. Накройте такое шасси листами фанеры, обсыпьте осенними листьями и все равно получите бурю аплодисментов: магия цифр перекроет любой казус с эстетикой.

Но GT90 получил дополнительные 100 баллов за совершенно новый язык дизайна New Edge, который позже был адаптирован к производству. Он радикально обыграл тему треугольников, таким образом сравнив суперкупе с бомбардировщиком «Стелс».

К запретному плоду прикоснулся не только Джереми Кларксон, но и Джон Маккормик из американского журнала Motor Trend. По его словам, GT90 вовсе не привлекателен, а скорее раздражает своим горбатым силуэтом и странным сочетанием плоских поверхностей и треугольных форм. Безумная мощь манила и пугала одновременно: «Как быть с «сырым» недоделанным шасси? Что, если я отправлю эту уникальную машину на помойку всего за несколько недель до того, как она должна появиться на выставках во Франкфурте и Токио?

Откровения начались прямо с порога. Буквально. Ведь этот порог удивительно узок, низок и совсем не похож на полосу препятствий, как у Lamborghini Diablo. Салон по сравнению с потенциальными конкурентами поражает вместительностью и большим запасом места для ног. Массивного центрального тоннеля, поддерживающего водителя, нет, а механизм переключения передач открыт для посторонних глаз.

На холостом ходу недокалиброванный двигатель работает немного неровно. В кабине его приглушенный тембр больше похож на Porsche 911, чем на Ferrari 512TR. Тугую педаль сцепления приходится выжимать от души, а полированный рычаг переключения передач включает первую с точностью и четкостью хорошо смазанного механизма. Чтобы завестись и не заглохнуть, нужно не стесняться жать на газ.

«Тахометр неисправен, и я чувствую, что переключаюсь около 3000 об/мин. Как-то не серьезно, но я пока привыкаю к ​​машине. Коробка передач от Jaguar XJ220 переключается относительно легко. С растущей уверенностью я довожу суперкар до отсечки 5900 об/мин. При увеличении скорости V12 издает характерный вой. Громкий реактивный свист, который над ним ползет, Гудноу приписывает четырем турбонагнетателям. Они крутятся, но вестгейты заблокированы в открытом положении, так что мотор фактически атмосферный.

Гудноу не готов подвергать хрупкий корпус экстремальным нагрузкам отдачи. Таким образом, в моих руках GT90 развивает максимальную мощность и крутящий момент в районе отметки 400. Звучит по-прежнему впечатляюще, но при полностью выжатой педали акселератора он разгоняется не так рьяно, как я ожидал. До 70 миль в час чувствуется быстро, хотя и без драмы. Как мне объяснили, это связано с неизменными передаточными числами коробки Jaguar. Для тяжелого «Форда» они слишком высоки», — поделился впечатлениями Маккормик.

Хотя полноценную версию журналисту не дали — он сам признался, что 3,1 секунды до 97 км/ч не укладывались в его голове — ничто не мешало ему оценить управляемость. Повернуть передние шины 275/35 ZR 18 Goodyear Eagle с выключенным насосом гидроусилителя руля непросто. Однако Ford быстро и точно реагировал на умеренные отклонения руля (Гуднау запрещал агрессивное маневрирование). 13-дюймовые тормозные диски AP яростно замедляют концепт. Обзор вперед отличный, а обзор назад примерно такой же, как у Lotus Esprit. То есть почти отсутствует. Бок тоже так себе – ломаная подоконная линия лишает водителя части визуальной информации. Крошечные зеркала заднего вида бесполезны, хотя в каждом есть сигнальная лампа для объектов в «слепых» зонах.

Мало кто видел шоу-кар после премьеры в Детройте. Он появился в круизе Woodward Dream Cruise в 2002 году, принял участие в Фестивале скорости в Гудвуде в 2008 году и был показан на мероприятии, посвященном 45-летию Mustang, в следующем году. GT90 должен был быть продан с аукциона RM Sotheby’s в 2010 году, но в конечном итоге был отозван. Новым владельцем стал Брент Хайек, нефтегазовый магнат и владелец Музея автоспорта Оклахомы.

Хайек Моторспортс

«Впервые я обнаружил этот автомобиль в 2003 году во время празднования столетия Ford. Компания лично отобрала восемь или девять моих автомобилей для показа на мероприятии. Мы отправились на экскурсию в Дирборн, которая включала посещение склада подрядчика. Там я заметил GT90. Я почти забыл, что он существует, но спросил о продаже, а потом потратил несколько лет на закрытие сделки», — рассказал Хайек Classic Driver.

Позиция сборщика сыграла свою роль. У него были давние отношения со многими ключевыми людьми в Ford, он сыграл важную роль в организации громких мероприятий бренда и, безусловно, выглядел наиболее подходящим и достойным кандидатом в владельцы. GT90 нашел новый дом в 2012 году. Цена не разглашается. Интересно, это было астрономическое или, наоборот, барахло «для своих», и его не хотят афишировать, чтобы люди не завидовали?

«В баке плескалось плохое топливо, а оба боковых стекла были треснуты вверху — видимо, кто-то потянул за них, чтобы открыть двери. Пришлось делать новые за 18 тысяч долларов. Больше ничего не требовалось. Мы залили свежего бензина, и «Форд» сразу же загорелся. Его даже передали с запасными шинами, колесами и всеми документами, касающимися его сборки и истории», — объясняет Хайек.

Похоже, музейный экспонат все еще готов надрать задницу, хотя миру было бы гораздо приятнее увидеть его в статусе мелкомасштабной модели. По словам Фреда Гудноу, вполне конкурентоспособный суперкар, несомненно, появился бы, если бы у концерна была программа развития на два-три года. «Возможно, это самый умный и захватывающий автомобиль из когда-либо существовавших», — посыпал энтузиастам соль на рану Кларксон. Единственный способ познакомиться с GT90 — поехать в Оклахому или запустить автомобильный симулятор на своем компьютере. Кстати, в виртуальном пространстве он полноприводный, с рабочими вестгейтами. /м

Оставить комментарий