Skip to main content

За свою сорокалетнюю биографию Lada Niva боролась за победу в Дакаре и даже снималась в голливудских фильмах, но принципиальных изменений не претерпела. Хотя была одна попытка сделать из него не просто автомобиль, а изысканный, авангардный арт-объект, при виде которого прохожие поворачивали бы головы. Экзотика ситуации в том, что сделать это с Lada пытались не в России, а во Франции, для внутреннего европейского рынка. Так появилась самая необычная и вызывающая версия внедорожника, о которой мало кто помнит.

История «Нивы» на западе сразу задалась: простой недорогой полноприводный автомобиль, сочетающий в себе качества легковушки и внедорожника, быстро полюбился как исландскому геологу, так и виноделу из Франции.

И если западные компании требовали от европейских дилеров соблюдения стандартов, то советский автопроизводитель не настаивал ни на чем, кроме таблички с логотипом Lada. Самое главное, продавать столько, сколько вы можете продать.

Беда была в том, что продукция советской плановой экономики практически не менялась из года в год и не отличалась самым современным видом, так что все дилеры «Лада» по прибытии автомобилей в Европу, не говоря ни слова, меняли чуть ли не те же элементы из них — они освежили внешний вид.

Наглядный пример — одна из машин, которую Deutsche Lada Automobil GmbH переделала под себя: поменяли сиденья на «Ниву», неказистые колесные диски, прорезали люк. Под капот обычно ставили европейский аккумулятор, всегда меняли зеркала заднего вида. Один британский журнал как-то пожаловался, что стандартные советские зеркала просто складываются от ветра на максимальных скоростях.

Исполнение для Германии от Deutsche Lada Automobil

Особенно среди своих коллег выделялся французский дилер Lada — компания Lada Poch SA Jean Pok еще с послевоенных времен проявляла интерес к продаже автомобилей из соцлагеря, которые всегда имели привлекательно низкую цену и за счет этого находили своего покупателя. .

Здесь очень пригодилась новая удачная модель АвтоВАЗа — к концу семидесятых годов «Пок» продавал уже более двух десятков тысяч «Жигулей» в год. Вот что он сказал по этому поводу советскому журналу «Автоэкспорт»: «Успех «Нивы» основан на хорошем соотношении качества и цены с надежностью. Автомобиль обладает невероятными внедорожными качествами и в то же время удобен за рулем».

При этом в рекламном ролике Lada Poch советский внедорожник даже въехал на стены, а французский актер объяснил, что «Нива» может проехать буквально где угодно.

Месье Пок действительно умел рекламировать и искать новые ниши на рынке: именно с его подачи «Нива» стала участвовать в рейде Париж-Дакар, а для французского рынка даже разработал «Ниву» с кузовом кабриолет. Как говорилось в рекламе этой модели во французской прессе, «Рожденная ветром и солнцем».

Одна беда: шли годы, на рынке появлялось все больше приличных внедорожников, а не очень современная Нива ничуть не менялась. И хотя в начале восьмидесятых годов АвтоВАЗ подарил Пока новую перспективную модель Lada Samara, продажи «Нивы» тоже нужно было как-то поддерживать.

Пок подошел к задаче со свойственной ему предприимчивостью и размахом. Был организован целый национальный конкурс «Dessine-moi une Lada» («Нарисуй мне Ладу»), в котором за определенную плату можно было предложить идеи обновления «Нивы» и даже линии одежды «Лада Поч». Откликнулись целых 160 дизайнеров!

Интервью Пока Автоэкспорту о методах продвижения Lada в Европе

Победа и главный приз в размере 30 000 франков достались Патрику Жиро: его версия апгрейда Lada Niva должна была превратить внедорожник в настоящий футуристический арт-объект в стиле восьмидесятых. Кстати, приз за фэшн-дизайн был гораздо скромнее: 8000 франков.

И тогда технические специалисты Lada Poch начали подгонять проект под реалии производства, чтобы сохранить его основные черты и при этом не вносить существенных изменений в конструкцию.

В результате получился набор ребристых панелей и подкрылок из АБС-пластика, которые просто крепились по периметру автомобиля, не внося изменений в кузовные панели и заводскую светотехнику. Более того, предполагалось, что Нива в таком обвесе будет еще и лучше защищена на бездорожье.

Передняя П-образная панель была просто поставлена ​​на место решетки радиатора, расширители и панели на дверях дополняли образ сбоку и, наконец, закольцовывались назад, над допотопными фарами от ВАЗ-2106. В этом ракурсе обновленная «Нива» выглядела наименее выигрышно.

Обратите внимание на прорези для дворников фар — обвес полностью изменил внешний вид, не затронув ни одного важного заводского элемента.

Образ довершали футуристические, цельные колпаки без единого отверстия, более современные бампера из того же АБС-пластика и новые зеркала в цвет обвеса.

Спецверсию Лада Нива тоже решили назвать ярко и с размахом: Сен-Тропе – в честь курортного городка на юге Франции, обители миллионеров и любителей красивой жизни. В России это место когда-то воспевали Тимати и Лиза Чеботина (не спрашивайте).

Интерьер спецверсии остался достаточно архаичным — французы добавили лишь новый руль.

В общем, Сен-Тропе не очень подходящее место для целевой аудитории автомобилей Lada, хотя после всех переделок оказалось, что Niva St. Tropez — самый дорогой автомобиль из линейки Lada Poch.

Если стандартная «Нива» тогда стоила во Франции 56 430 франков, то «Сен-Тропе» — всего 66 тысяч. Новый Peugeot 309 1985 года (аналог сегодняшнего 308), например, стоил менее 60 тысяч франков. Но были еще варианты за дополнительную плату: например, над задней третьей дверью Сен-Тропе можно было установить спойлер.

Обратите внимание на дополнительный задний спойлер, за который нужно было платить отдельно.

В целом, учитывая достаточно консервативный дизайн и интерьер, цена покупателям не понравилась. Никакой синергии между уже не новым, чисто практичным советским автомобилем и запредельным обвесом не было. Мало того, что обновление не возродило интерес к Lada Niva — продать ее в таком виде стало еще сложнее.

Сколько таких модификаций было выпущено, увы, неизвестно — в разных источниках сохранились фотографии как минимум трех разных Lada Niva St-Tropez: красной с серым пластиком, выставочной красной и полностью белой. Все!

Стоит ли удивляться, что очередные попытки возродить дизайн внедорожника не отличались такой экстравагантностью и дороговизной. Следующая вторая версия Lada Niva St-Tropez отличалась только косметическими накладками на бамперы, решетку радиатора и кенгурятник.

Помимо Дакара, Пок даже спонсировал участие в престижных регатах: после этого яхты назывались Lada Poch, Lada Poch II, Lada Poch III.

Однако прежних продаж Poke это не вернуло. СССР развалился, АвтоВАЗ стагнировал, а о том, что Lada Niva будут выпускать десятилетиями, никто не догадывался. В год смерти Жана Пока в 2009 году Нива даже получила модернизированную подвеску, сцепление, тормоза. Но Lada Poch SA к тому времени уже обанкротилась. /м

Оставить комментарий