Skip to main content

### Кросс-купе, когда это еще не было мейнстримом Малоизвестный факт: УАЗ работал над созданием купеобразного внедорожника, или, как его сейчас принято называть, кросс-купе, задолго до того, как такой автомобиль стал массовое явление. В 1977 году был построен опытный образец УАЗ-469Б, разработанный НАМИ по заданию Автоэкспорта. Внедорожник имел сильно наклоненные задние стойки и наклонную крышу, оригинальную оптику, дворники, расположенные под лобовым стеклом, и переработанную приборную панель. Предполагалось, что такие УАЗы будут производиться небольшими партиями и продаваться на внешних рынках, но средства на производство таких машин не выделялись, и дальше постройки единичного прототипа дело не пошло.
уазроссия / инстаграм ### «Головастик» и колхозник Сам «Головастик», он же УАЗ-330, был очень распространенной моделью в СССР, но именно этот грузовик красного цвета был выбран для рекламы УАЗов за рубежом. Фотография автомобиля в яблоневом саду во время сбора урожая получила название «Головастик и колхозница» и была помещена на обложку журнала «Информация об автоэкспорте» в 1966 году. Журнал издавался на русском, немецком, английском и французском языках и был основан продвигать советскую автомобильную и автомобильную технику в другие страны.
уазроссия / инстаграм ### «Головастик» со спальным местом У УАЗ-39095 была малоизвестная модификация с удлиненной кабиной — эта версия выпускалась в период с 1996 по 2002 год и предназначалась для дальнобойщиков. Автомобиль имел 34-сантиметровую вставку между дверями и задней стенкой, что позволяло установить позади сидений полку длиной почти 1,8 метра и шириной 51 сантиметр, которую можно было использовать как спальное место. Для личных вещей и постельных принадлежностей было предусмотрено два багажных отделения по 120 литров каждое, также были предусмотрены вентиляционный люк и улучшенная шумоизоляция. Бортовой грузовик оснащался 2,9-литровым бензиновым двигателем, механической коробкой передач и полным приводом с двухступенчатой ​​раздаточной коробкой.
уазроссия / инстаграм ### Амфибия «Ягуар» С конца 70-х и до начала 90-х УАЗ выпускал амфибию под названием «Ягуар» — это один из самых известных проектов фирмы, хотя и разрабатывался в строгая секретность. Тираж Ягуара составил всего 14 штук, и все они имели статус прототипа. Автомобиль, способный передвигаться не только по суше, но и по воде, разрабатывался по заказу Минобороны и предназначался он для подразделений морской пехоты. В движение плавающую машину приводил двигатель УМЗ-414, который сочетался с четырехступенчатой ​​механикой и полным приводом.
уазроссия / инстаграм ### Парковый автопоезд «Босоногий» Тягач на базе модели УАЗ-452Д можно было встретить в советских парках в начале 70-х годов прошлого века. Сборку прогулочных поездов осуществлял Краснодарский механический завод нестандартного оборудования. В народе парковый автопоезд назывался «Босоногий» — он состоял из трактора и одного-двух вагонов с пестрым мягким верхом. Прицепы имели глухие окна, выполненные на манер иллюминаторов, которые были снабжены подсветкой и предназначались для рекламы. Всего было выпущено около двух десятков таких автопоездов, и ни один из них не сохранился до наших дней.
уазроссия / инстаграм ### «Глазастый» дизайн Многие ругают УАЗ за его консервативный дизайн, не меняющийся десятилетиями, но еще в 90-х Ульяновский завод был куда смелее и экспериментировал со стилем. Например, в конце прошлого века в моду вошли большеглазые автомобили с четырьмя фарами. УАЗ решил не отставать от тенденций и примерил такой дизайн на «Буханку». До серии дело не дошло, однако «четырехглазый» прототип до сих пор входит в экспозицию заводского музея.
Уазбука.ру ### Штаб на колесах В 1956 году по заказу Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР был разработан опытный образец мобильного штаба на базе УАЗ-540Б. Такая «Буханка» предназначалась не для привлечения внимания, а потому внешне ничем не отличалась от стандартной модели. С другой стороны в салоне установили сейф для хранения секретных документов, столы и настольные лампы, часы и дополнительные автономные обогреватели. Однако оказалось, что фургон слишком тесен для штаба на колесах, поэтому работу над проектом свернули.
уазроссия / инстаграм ### УАЗ Итальянские праздники УАЗ присутствует в Италии с семидесятых годов прошлого века: поставки внедорожников УАЗ-469 организовали местные братья-бизнесмены Витторио, Луиджи и Филиппо Марторелли. Советские автомобили модернизировали, устанавливая на них европейские моторы, и активно рекламировали. До 90-х годов в Италию было поставлено около 13 тысяч автомобилей Ульяновского завода, после чего экспорт сошёл на нет. На снимке «Буханки», которые нашли необычное применение — уже почти 40 лет они используются как туристические автобусы, доставляющие путешественников к вулканам Везувий и Этна.
уазроссия / инстаграм ### Пожарный УАЗ из Германии Этот ярко-красный УАЗ-469 был обнаружен в гараже клуба пожарной техники в немецком городе Йохангеоргенштадт. Внедорожник оснащен проблесковыми маячками, громкоговорителем и специальной трубой, предназначенной для забора воды из пожарного гидранта. По одной из версий, за основу была взята командно-штабная машина (КШМ) Р-125БР «Белозор-1» — такая машина использовалась частями армии ГДР, что и объясняет ее наличие в Германии. После расформирования войск в 1991 году УАЗ-469 оказался в пожарной части Йохангеоргенштадта, где его модернизировали и приспособили для борьбы с пожарами.
bos_sachsen_sachsenanhalt / Instagram ### «Патриот» на рельсы УАЗ делал несколько попыток поставить машину на рельсы, например, еще в 60-х годах демонстрировали «Бухану» — железнодорожный вагон. Один из последних таких проектов был показан в 2021 году в рамках Международного железнодорожного салона: локомобиль получил название Patrion Rail, он предназначен для движения по рельсам железных дорог колеи 1,52 метра и способен перевозить до пяти человек и до 500 кг груза или оборудования. Такая машина может использоваться как дефектоскопический или радиолокационный комплекс, а также как мобильная лаборатория контактной сети. Комбинированный рельсовый привод управляется с пульта, установленного между передними сиденьями.
Воронин Денис / АГН Москва ### Экспериментальный электромобиль В середине 70-х годов УАЗ разрабатывал собственный электромобиль: есть фотографии неизвестного прототипа 1974 года, а также более поздние фотографии электромобиля УАЗ-451МИ «Буханка». Зарядное устройство на такой «Буханке» монтировалось на самом автомобиле, что позволяло заряжать его от городской электросети, а для подзарядки до 70 процентов требовалось всего около часа. Внешне такую ​​«Буханку» можно было отличить от обычной по заглушке в цвет кузова на месте решетки радиатора и надписи «Электро». Электромобиль был двухпедальным, а приборная панель сделана как у троллейбуса, с квадратными вольтметрами и амперметрами. ### Самый первый УАЗ И последнее, но не менее важное, это прототип УАЗ-300, который считается самым первым автомобилем собственной разработки УАЗ. Опытный был построен к 7 ноября 1949 г., второй был собран к другой праздничной дате — 1 мая 1950 г. Оба они были оснащены 50-сильными двигателями от «Победы», односкатными задними колесами и могли нести до 1 тонна груза.
уазроссия / инстаграм

Для УАЗа прошедший 2021 год был богат на события: в прошлом году завод отметил свое 80-летие, бренд дебютировал на американском рынке, стартовали продажи электрического Hunter в Европе. Также стало известно о закрытии проекта «Русский Прадо» и возможной продаже сборочной площадки в Ульяновске. Но одна традиция марки осталась неизменной – почти каждый месяц УАЗ рассказывал в соцсетях о своих малоизвестных автомобилях, среди которых амфибия, паровоз, редкие модификации «Головастиков» и многое другое. Мы выбрали десяток самых интересных из них.

Оставить комментарий