Skip to main content

В конце 2018 года закончился льготный период для вступления России в ВТО. После этого Правительство Российской Федерации выровняло условия для всех участников рынка и прекратило предоставлять льготное налогообложение инвесторам в соответствии с так называемыми соглашениями о промышленной сборке. Это было одним из обязательств нашей страны перед Всемирной торговой организацией. Между тем правительство Российской Федерации решило и впредь оказывать поддержку инвесторам, но не по льготным ставкам таможенных пошлин на импортируемые компоненты, когда вместо 25% пошлины завод платил от 0 до 5%, но с помощью промышленная субсидия. Их размер не может превышать плату за пользование, нормативы которой Правительство РФ повысило с 1 января 2020 года.

Напомним, что сбор мусора для легковых автомобилей был введен 1 января 2014 года. Сейчас базовая экспортная ставка для одного легкового автомобиля российского или иностранного производства составляет 20 тысяч рублей. Вроде бы мало? Да, но расчет производится через систему поправочных коэффициентов, которую правительство иногда повышает. Если объем двигателя легкового автомобиля составляет от 1000 до 2000 кубометров. см, тогда базовую норму следует умножить на 8,92, если объем двигателя превышает 2000 куб. см, но не превышает 3000 куб. см, затем — на 14,08. Проще говоря, за каждый импортированный Subaru Forester с 2,5-литровым двигателем или за Suzuki Vitara с 1,4-литровым турбо-двигателем каждый из покупателей этих автомобилей платит дополнительно 281 600 рублей и 178 400 рублей, но на самом деле — дает им состояние ,

Следовательно, в поисках новых источников дохода Правительство Российской Федерации рискует задушить те автомобильные компании, которые из-за низкого спроса в свое время решили обойтись без строительства заводов. С другой стороны, они преуспевают без помощи государства, завоевав свою нишу в качестве импортеров. Эти компании платят налоги, предоставляют работу огромному количеству людей в сфере автосервиса, логистики, продаж, и они стали лишними.

А теперь давайте представим, что цены на все Lada и Solaris подскочили на 178 400 рублей. Куда это приведет? Очевидно, что обвал вызван резким падением спроса. И эта картина характерна не только для низкого, но и для среднего ценового сегмента: Hyundai Creta, Renault Arkana, Nissan X-Trail, Mazda CX-5. Без СПИК, то есть без компенсации за сбор отходов, любой автомобильный завод в Российской Федерации становится неконкурентоспособным и может быть безопасно закрыт. В переводе с экономического на русский это означает, что правительство Российской Федерации не оставило инвесторам никакого выбора и было вынуждено, или, скорее, вынуждено заключать специальные инвестиционные контракты. Единственная компания, которая еще не сдалась — это Great Wall с заводом в Тульской области, где производится Haval. Признаюсь, я очень устал от них! В противном случае, по крайней мере, половина инвесторов не будет заинтересована в SPIC, если правительство не увеличит сбор отходов.

Мы проанализируем ситуацию на некоторых предприятиях, которые заключили СПИК, и попытаемся понять, могут ли они позволить себе сотрудничество с нашим правительством. Для этого мы сравниваем объем инвестиций по специальному инвестиционному соглашению и доход инвесторов.

Mazda

К концу шестилетнего льготного периода правительство Российской Федерации уже проверило механизм заключения СПИК. Со 2 сентября 2016 года до 31 декабря 2023 года завод «Мазда Соллерс Мануфактуринг Рус» вступил в SPIC. Руководство завода обратилось к СПИКу из-за того, что оно не могло выполнить условия локализации производства автомобилей и потеряло выгоды по соглашению о промышленной сборке. Кстати, сегодня все модели Mazda, собранные во Владивостоке (седан Mazda6 и кроссоверы CX-5 и CX-9), изготавливаются методом больших узлов.

Вы спрашиваете, почему промышленным предприятиям нужно платить за такое предприятие, а не за сборку отверток? Нет, ради PS на заводе был открыт завод по сборке 2-литровых бензиновых двигателей. Сама сборка после окончания периода тюнинга, который начался летом 2019 года. Сборочный комплект поставляется из Японии, после сборки проверяется двигатель, затем он отправляется обратно в Японию и уже находится в сборочном комплекте для Mazda6. или CX. -5 он снова прибывает на завод и устанавливается на машину.

По состоянию на прошлый год двигатель не планировалось локализовать по компонентам: директор завода Дмитрий Кудинов заявил в интервью Kolesa.ru, что «компонентная база поставщиков во Владивостоке в принципе отсутствует», что касается локализации производства и сборка должна была начаться с механической обработки головки, однако новостей из Владивостока пока не поступало. Mazda Sollers Manufacturing Rus удалось подписать SPIC на 2,8 миллиарда рублей (дешевле только для GM-Avtovaz с его единственной моделью), что в 82 раза меньше «запланированного объема продаж». Кстати, этот завод также получает льготы как житель территории передовой застройки «Надеждинская».

Итак, 2,8 миллиарда рублей в обмен на подстанции — это много или мало с точки зрения финансового состояния завода? Получается, что каждый год, начиная с 2012 года, завод, который в равной степени принадлежит Sollers и Mazda Motor Corporation, получал прибыль, за исключением 2015 года. В то же время с 2012 по 2018 год он приносил только учредителям 1,55 млрд рублей, что почти в 2 раза меньше запланированного объема инвестиций по СПИК, который заканчивается через два года. Более того, за последние три отчетных года (2016, 2017 и 2018) прибыль неуклонно снижалась, сократившись до скромных 160 миллионов рублей в 2018 году.

В то же время динамика продаж Mazda в Российской Федерации за те же годы составила -21%, + 20% и 22% соответственно, несмотря на то, что практически все продажи были у автомобилей из Владивостока. Между тем, вполне вероятно, что основные инвестиции в локализацию в соответствии с текущей сборкой двигателей SPIC на совместном предприятии Mazda-Sollers еще впереди. Если у завода достаточно собственных резервов или нужны заемные средства, мы узнаем из финансового отчета за 2019 год. Возможно, компания обанкротится. В то же время текущий SPIC заканчивается, как мы уже говорили, 31 декабря 2023 года, что делать дальше — заключать новый?

Автотор

«Автотор Холдинг» также может похвастаться дешевым SPIK, более 99,8% которого принадлежит швейцарской акционерной компании Avtotor Investment Group (AIG) SA, зарегистрированной в кантоне Женева, Женевском коммерческом регистре. В калининградской швейцарской компании четыре модели Kia производятся по полному циклу, а многие другие — Kia, Hyundai, Genesis, BMW — с помощью глубокой отвертки SKD-4 или «на основе импорта окрашенных кузовов».

Они потратят 3,75 млрд. Рублей, или в 320,6 раза меньше, на «модернизацию существующего и создание нового промышленного производства с целью расширения и углубления процессов производства новых моделей колесных транспортных средств, включая создание современных сварочных и окрасочных мощностей», чем плановый объем промышленного производства. Это различие, очевидно, связано с относительно низким запасом по монтажу СКД-4.

Ближайшая премьера «Автотора» — Kia Xceed, для которого уже получена сборка OTTS калининградского предприятия.

Теперь посмотрим, как чувствует себя Автотор Холдинг в последние годы. Это не так легко выяснить: в последний раз компания отчитывалась о прибылях и убытках за 2015 год, зафиксировав скромную прибыль в 15 миллионов (вероятно, в 2016 году компания зарегистрировалась за границей). Давайте посмотрим на отчеты дочерних компаний «Автотор Холдинга», ставших соинвесторами СПИК — их семь.

Мы начинаем с Ellada Intertrade LLC, где все корейские автомобили, как Kia, так и Hyundai, собираются без исключения. С 2012 по 2018 год компания принесла владельцам 12,3 млрд руб. «Автотор-Т» или «Автотехобслуживание», где началась сборка нескольких моделей Chery, но не была зафиксирована в прошлом году, в основном висит в минусе, но незначительно: убыток 421 млн. С 2012 по 2018 гг. ООО «Автотор-Маш» в этот период оставалось В небольшом минусе ОАО «Автотор» получило полмиллиарда прибыли, ОАО «Автотор Менеджмент» сократило счета владельцев на 1,183 млрд рублей, ООО «Автотор-Тракс» понесло убытки в размере 119 млн рублей, а за последние три отчетных года выручка составила до 0 руб. Автотор ООО УВИ остался практически на нуле.

ООО «Проммаш» также было зарегистрировано в СПИК, через которое в дело вовлечена некая частная компания с ограниченной ответственностью Doan BV, зарегистрированная в Нидерландах. Короче говоря, непубличная отчетность не позволяет нам четко указать, насколько обременительным является SPIC для «Автотора», тем более что в недавнем интервью «Коммерсанту» основатель холдинга Владимир Щербаков не говорит о 3,75 млрд рублей, перечисленных в SPIC реестр. Но уже около 20 миллиардов рублей «прямых инвестиций», не уточнив, однако, какую часть из них сделает сам «Автотор», а какую — компании, для которых завод осуществляет контрактную сборку автомобилей. Между тем, в рамках SPIC некоторые инвестиции в «Автотор» уже были капитализированы — речь идет о новой линии, на которой недавно был сварен кузов Kia Seltos, и которая предназначена для производства 30 тысяч кузовов в год.

Сотрудничество Автотора с Chery, по мнению редакторов Koles, не состоялось из-за того, что стороны не договорились об объеме китайских инвестиций в производство. При этом «Автотор» продолжает получать льготы в соответствии с Федеральным законом «Об особой экономической зоне в Калининградской области».

Peugeot-Citroen-Opel

Завод PSMA в Калуге, о котором мы ранее писали о производственной программе в связи с SPIC, нельзя рассматривать по схемам «Автотор» и «Мазда», поскольку основной прибылью для предприятия является сборка японских моделей Mitsubishi Outlander и Pajero Sport, в Кроме того, он не имеет статуса резидента ТЗ или ОЭЗ. Между тем как завод, так и представитель Peugeot-Citroen-Opel Peugeot Citroen Rus, ставший соинвестором, планируют инвестировать гораздо больше, чем Mazda и Автотор — уже 7,1 миллиарда рублей, что всего в 30 раз меньше запланированного. товары. »

Кстати, за последние два отчетных года Peugeot Citroen Rus с небольшими продажами в основном импортных моделей смог показать впечатляющую прибыль — почти 4 миллиарда в 2017 и 2018 годах; 2019 год также, вероятно, будет прибыльным, но как компания завершит свою деятельность в 2020 году … Фактически, скорее всего, представительство станет основным донором средств СПИК.

Тойота

Toyota, в рамках своего специального контракта, не собирается развивать модельный ряд на заводе в Российской Федерации, предпочитая углублять локализацию Camry и RAV4 в надежде, что это даст только необходимое количество «локализационных» точек. сварка кузова и штамповка деталей кузова. Японцы планируют инвестировать «не менее 20 миллиардов рублей», что в 50 раз меньше «запланированного объема продаж». А как насчет финансов?

СПИК подписал соглашение с Toyota Motor LLC с Министерством промышленности и торговли, то есть с представительством, которое в основном выступает в качестве импортера марок Toyota и Lexus. С 2014 года завод также входит в его структуру — будучи независимым юридическим лицом, Toyota Motor Manufacturing Rus была ликвидирована 30 декабря 2013 года, поэтому оценить финансовое состояние предприятия на месте непросто.

С 2012 по 2018 год ООО «Тойота Мотор» принесло своей материнской компании Toyota Motor Europe NV / SA 52,4 млрд рублей. После «дыры» в 2015 году, когда прибыль была минимальной (1,5 млрд), выручка стабильно росла и составила 12,386 млрд рублей в прошлом отчетном году. То есть японцы могут легко позволить себе инвестировать в SPIC, тем более что им удалось уйти от сборки двигателей в России.

Hyundai-Kia

Но ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», которое производит Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio, придется либо собирать сборку двигателя в собственном помещении, либо вводить в эксплуатацию сборку по контракту другой компании. Какие бывают двигатели — в Санкт-Петербурге они должны осваивать «компоненты, узлы и компоненты» последовательно, и все три модели теперь локализованы на заводе, несмотря на то, что модельный ряд расширяться не будет.

Ранее мы писали, что корейцы планировали заключить контракт на поставку одного миллиона коленвалов с УАЗ-Автокомпонент. Между тем Hyundai должна инвестировать в SPIC 16,68 млрд рублей, что в 86 раз меньше запланированного объема продаж. Интересно, что этот объем инвестиций выглядит как вызов для Hyundai. Дело в том, что за последние три отчетных года завод принес всего 19 миллиардов рублей, несмотря на то, что в 2015 году он был минус один миллиард. В целом очевидно, что для корейцев нагрузка на SPIC высока, поэтому им, вероятно, было трудно одновременно выполнить даже эти условия, и им пришлось привлекать губернатора Санкт-Петербурга.

Соллерс-УАЗ-Ford

ПАО «Соллерс» имеет очень хорошую разницу между запланированным доходом и инвестициями — в 94 раза, однако, 7,5 млрд. Необходимы инвестиции в «Развитие производства нового модельного ряда автомобилей УАЗ и Форд Транзит на базе производственных площадок Ульяновского автомобильного завода». Завод ООО «Форд» и ООО «Соллерс Елабуга», видимо, не в мусорном ведре. С 2012 по 2018 год сам инвестор даже не заработал четыре миллиарда, несмотря на то, что вовлеченные компании также не могут похвастаться высокими доходами.

УАЗ за последний отчетный год потерял миллиард рублей, а Ford Sollers Elabuga в последний раз принес более миллиарда доходов в 2013 году. Суммы в отчетах литейного завода РосАЛит очень скромны, как у УАЗа. -Avtokomponent. Кроме того, с 2015 года ПАО «Соллерс» резко сократило выручку, что связано со снижением продаж машин, и как увеличить эту выручку, не очень понятно.

Кстати, модели под маркой УАЗ будут выпускаться не только на УАЗе, но и на Isuzu Sollers, то есть на совместном предприятии Sollers и Isuzu RUS. Компания была зарегистрирована 25 декабря 2017 года, а в 2018 году, помимо 47 миллионов убытков, она еще ничего не принесла, а инвестировала в «Создание промышленного производства колесных транспортных средств марок ISUZU и УАЗ в рамках Производственно-технологическое партнерство «ISUZU SOLLERS» составит «не менее 4 959 883 000 рублей», а планируемый объем продаж в 40 раз превышает инвестиции.

Интересно, что ни у одного из СПИК Соллерс не было товарного знака Aurus, хотя министр промышленности и торговли Денис Мантуров и генеральный директор Aurus и UAZ Адиль Ширинов то и дело докладывали о скором начале промышленного производства.

Volkswagen

Помимо СПИК АвтоВАЗа и компаний-участников, о которых мы уже начали говорить, Volkswagen Group Rus больше всего инвестирует в локализацию мощностей — 61,5 млрд рублей, более того, речь идет о заводе в Калуге и сборочных мощностях в ГАЗе. В дополнение к уже локализованным моделям под брендами Volkswagen и Skoda, здесь будет добавлен компактный кроссовер VW Tarek (так будет называться автомобиль в России на всей Tharu), то есть ближайший родственник Skoda Karoq, так как а также «новая модель компактного внедорожника» и «большой внедорожник». Немцы планируют продать все эти коммерческие продукты стоимостью в 39 раз больше, чем требуется SPIC для инвестиций.

Кадровые сокращения не помешали доставить новый VW Polo на конвейер калужского завода

Как и Toyota, завод и представительство VW — это одно юридическое лицо с дочерним и сервисным подразделением Volkswagen, которое отвечает за сборку 1,6-литровых двигателей EA211. Так, за последние два отчетных года прибыль Volkswagen Group Rus составила почти 14 миллиардов рублей, несмотря на то, что до этого немцы потеряли 14,75 миллиарда за три года, и мы должны инвестировать, повторяем, 61,5 миллиарда рублей. Одним словом, даже пример VW, в арсенале которого есть много популярных моделей, показывает, что автомобильный бизнес в России, мягко говоря, не супер прибыльный.

Daimler

А как же Mercedes, в котором президент Российской Федерации Путин лично принимал участие в формировании условий для SPIC? Для начала отметим, что контракт с немецкой стороны был подписан не заводом Mercedes-Benz Manufacturing Rus, который стал только соинвестором, а представительством Mercedes-Benz Rus, которое не только импортирует автомобили. но и продает их напрямую. Другими соинвесторами были материнская компания Daimler AG, совместная грузовая компания Daimler Kamaz Rus и сам ПАО «КамАЗ», несмотря на то, что два последних юридических лица вошли в отдельную СПИК с Министерством промышленности и торговли, Кабинетом министров Республика Татарстан и администрация Набережных Челнов. Чтобы наладить сборку седанов GLC, GLE, GLS и E-класса, нужно налить 20 миллиардов рублей на российский завод, то есть столько, сколько заработало представительство с 2012 по 2018 год!

Всего

Глядя на картину в целом, невольно возникает вопрос: зачем правительству Российской Федерации собирать для инвесторов материалы, пригодные для вторичной переработки, — чтобы уменьшить купоны у импортеров или перевести всех в Lada? Ведь ужесточение сбора мусора может привести к тому, что срезать будет некому. Недаром, как только были объявлены последние изменения в управлении отходами, «делокализация» возникла в профессиональной среде. Не зря Chery не может договориться о сборке с Автотором; неудивительно, что Lifan не может договориться о сборке с Khawale Motor Manufacturing Rus, которая согласилась, но не подписала SPIC. BMW отказалась от идеи сборки моделей на собственных мощностях…

Денсу Мантурову. Дело было в «встрече без галстуков» в декабре 2017 года. Чтобы рассказать о механизме и возможных схемах СПИКов. Я думаю, что это может быть связано с необходимостью стимулирования производства, например, Suzuki, Subaru и Volvo.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров считает, что модели могут быть легко доступны в России.

Денис Валентинович ответил, что мы предложили нашему потребителю аналогичные машины, но выпущенные в России. Hyundai. Однако я понял, что ошибся. Денис Валентинович очень даже хорошо разбирается в машине, предпочитает всем другим моделям импортированный Range Rover. Теперь, говорят, хочет приобрести и Aurus …

Статья: Все в утиль! Почему политика Правительства Российской Федерации ведет к закрытию заводов и исчезновению импортеров

Оставить комментарий