Skip to main content

Škoda VOS — забытый бронированный лимузин, выпускавшийся с 1948 по 1953 год в основном для правящей элиты. Назначение автомобиля отразилось в его обозначении, аббревиатура ВОС расшифровывается как «Государственный Персональный Особый».

Техническое задание: Перед автомобильным заводом «Млада Болеслав» (ныне «Шкода Авто») была поставлена ​​задача разработать бронеавтомобиль для высокопоставленных государственных чиновников, способный «проезжать через опасную зону» (так звучала задача).

Следует отметить, что до этого правительство обращалось к компаниям Tatra и Praga, но они отказались от реализации проекта. Говорят, что Tatra и Praga отказались от этого задания, потому что не хотели оказаться на крючке из-за смерти высокопоставленного коммунистического чиновника, если что-то пойдет не так.

И вот за дело взялись инженеры Млада-Болеслава во главе с Олдржихом Медуной. Кроме того, группе предстояло разработать два варианта: один тяжелобронированный для высших партийных и государственных чиновников, другой легкобронированный для сопровождения. При этом внешне эти варианты не должны были отличаться.

Развитие: Задача конструкторов еще более усложнилась первым просмотром прототипов, которые не понравились заказчикам. По их мнению, функциональный образец (называть его автомобилем еще рано) выглядел слишком бронированным. Поэтому его списали, и команда начиналась практически с нуля. В конце концов, с дизайном помогла компания Karosa, известная своими автобусами.

Были и другие правки. Например, тогдашняя первая леди Марта Готвальд с трудом садилась в лимузин. Поэтому седан пришлось удлинить (колесная база выросла на 100 мм), чтобы можно было увеличить задние двери.

Министр внутренних дел Вацлав Носек якобы жаловался на жесткие сиденья, из-за чего сиденья заполнялись перьями, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Чехословакии Рудольф Слански, в свою очередь, требовал более мягкой подвески, скорее всего из-за беременной жены.

Производство: Skoda отвечала за создание рамного шасси с жесткой задней осью и независимой подвеской передних колес, интерьер был разработан Tatra, а трансмиссия была поставлена ​​Praga. Сборка была создана в Каросе.

По имеющейся информации, было выпущено не менее 107 экземпляров, из них 37 бронированных. «Тяжелая» версия весила почти 4,5 тонны. Более легкая небронированная версия весит примерно 3,9 тонны. Длина достигала 5,7 метра, колесная база равнялась 3,2 метра.

Броня: Бронированный лимузин получил несколько специальных технических решений. Таким образом, Mitas Praha пришлось разработать специальные, более прочные шины.

Пуленепробиваемые окна состояли из нескольких слоев специального стекла, соединенных между собой американским клеем. Их толщина составляла 52 мм у тяжелобронированных машин, около 8 мм у более легкой версии. Чтобы не было видно разницы, панели менее бронированной версии при производстве пришлось искусственно затемнять.

Толстые окна можно было опустить максимум на пять сантиметров, и делалось это с помощью гидравлической системы опускания, ведь одно такое многослойное стекло весило около 80 кг. А так как такое частичное опускание стекол оказалось недостаточным, то «тяжелые» машины оборудовали кондиционером, который располагался, как и у нашей «Чайки», в багажнике.

Панели кузова были изготовлены из двух стальных пластин с примесью кобальта, между которыми была вставлена ​​проволочная сетка.

Двигатель: Под капотом находился шестицилиндровый двигатель Praga N4TA с водяным охлаждением, развивавший максимальную мощность 120 л.с. (88 кВт) объемом 5,2 л.

Этого было достаточно, чтобы разогнать Škoda VOS до скорости не более 80 км/ч (более легкая версия, видимо, могла достигать 115 км/ч), расход составлял около 30 л/100 км. Топливный бак вмещал 150 литров.

Эксплуатация: на Škoda VOS ездили не только чехословацкие лидеры, но и представители коммунистов за границей. Такую машину водила и Ана Паукерова, видный румынский политик-коммунист, получившая на родине прозвище «Сталин в юбке». С 1947 по 1952 год она была министром иностранных дел Румынии.

Однако Паукерова использовала Škoda VOS несколько иначе. Бронированный лимузин переоборудовали в дрезину. Утверждалось, что пятитонная машина способна разогнаться до 115 км/ч по рельсам. Уникальный экземпляр сохранился до наших дней, в настоящее время он экспонируется на железнодорожном вокзале в румынском городе Синай.

А если присмотреться, то можно заметить поврежденное лобовое стекло. Говорят, что это произошло в 1949 году, когда кто-то, вооруженный автоматом, напал на автомобиль и его экипаж возле станции Рошиори-Норд недалеко от города Рошиори-де-Веде.

После этого инцидента, по данным румынских источников, политик, оставшийся невредимым, больше не пользовался дрезиной. Долгое время машина хранилась в городе Фетешть (до 2007 года). Говорят, что позже его отреставрировали, но сейчас уникальный экземпляр снова находится в довольно плачевном состоянии.

Kia представила седан нового поколения Kia K5 для рынка США

Оставить комментарий